На фоне пандемии во всем мире набирает обороты развитие внутреннего туризма. «Куда поехать и что посмотреть?» — этими вопросами задаются и многие белорусы. Ответы на недавнем заседании итоговой коллегии Минспорта и туризма подсказал заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко: есть исторический, гастрономический, культурно-познавательный, оздоровительный — всего определено 12 видов и пять направлений туризма. Продвижение каждого в ближайшее время усилят. Что собираются сделать в промышленном туризме? Какая ситуация в этом сегменте сейчас и какие перспективы открываются? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р» в беседе с официальным представителем Министерства промышленности, членом межведомственной рабочей группы по промышленному туризму Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине Олегом Слепченко. К слову, именно Минпром возглавляет эту рабочую группу, по сути, на правах лидера координирует развитие направления.
В прошлом году БЕЛАЗ посетили 17 688 человек, а доход от промышленного туризма превысил 250 тысяч рублей.
— Олег Викторович, первые экскурсии промышленные предприятия начали проводить примерно восемь лет назад. Вы анализировали, как обстоит дело в данный момент?
— Сейчас, по нашим данным, промышленным туризмом организованно занимаются примерно на 20 различных известных производствах. На них разработаны и утверждены маршруты. Чтобы вовлечь больше предприятий, акцентируем внимание на важности этого направления. Ведь, по сути, предприятия получают хорошую возможность рассказать о себе и своих успехах в регионе, стране, мире, показать современное производство и востребованную продукцию, развенчать стереотипы об «убитых» заводах — только уверенный в своих решениях, порядке, грамотном распределении обязанностей в своем доме хозяин будет готов к приему гостей в любой момент. Люди приезжают, набираются впечатлений и гораздо лояльнее относятся к вновь открытому предприятию.
Важна в этом вопросе и профориентация. В Советском Союзе она была поставлена на очень высокий уровень, для школ было обязательно посещать производства, чтобы молодые люди понимали, как рождаются машина, трактор или комбайн. Теперь важно показать, что нынешние предприятия — не грязь, холод и неустроенность. Это современные роботизированные производства с достойными условиями труда и оплатой. Нужно рассказывать, какой соцпакет предлагает такая работа, показать цеха, в которых трудятся люди, дать возможность с ними пообщаться. Это весьма полезно и для руководства заводов с точки зрения того, кого они получат завтра в качестве работников и где они их будут искать. На мой взгляд, лучшей формы заинтересовать потенциального работника не найдешь.
Основная сложность в другом — в обеспечении безопасности. Ведь надо разработать маршруты так, чтобы они по минимуму пересекались с производственными линиями, но при этом посетители все же увидели яркую часть процесса. С одной стороны, остро стоит вопрос безопасности: когда строили заводы, то и подумать не могли, что по их территории могут ходить посторонние. В первую очередь за основу бралась производственная логистика. Сейчас при модернизации закладывается возможность посещения предприятий гостями, в том числе инвалидами, — стараемся заложить комфортные пути передвижения, смотровые площадки вдоль или рядом с самыми интересными местами конвейера.
— Раз Минпром заявлен в качестве координатора развития производственного туризма в стране, значит, предприятиям вашей отрасли надо подавать пример. На кого равняемся?
— В промтуризме лидирует, конечно, БЕЛАЗ. Он был застрельщиком в машиностроительной отрасли. С 15 июля 2015 года на предприятии начали реализовывать проект «БЕЛАЗ — бренд Беларуси». Он очень быстро набрал обороты и стал востребованным. За это время завод посетили более 157 тысяч человек. Это не только белорусы, но и граждане более чем 25 стран.
С каждым годом количество желающих попасть в мир огромных машин и увидеть сборку этих гигантов возрастает. Места постоянной прописки наших самосвалов — карьеры — это закрытая территория. Неудивительно, что особый восторг у гостей предприятия вызывает выставка образцов выпускаемой техники от «малышей» до великанов. В экскурсию по предприятию входит посещение музея трудовой славы БЕЛАЗа, где можно ознакомиться с историей создания завода, которая берет свое начало с 1948 года. Также туристы могут заглянуть в мир производства, увидеть, как создаются карьерные гиганты высотой с трехэтажный дом, проехать в кабине самосвала грузоподъемностью 130 тонн. Кроме того, посетителям предлагается пройти начальный курс обучения вождению на динамическом тренажере и попробовать себя в роли настоящего водителя-испытателя. На тренажере полностью воспроизведена реальная дорожная обстановка карьера в режиме 7D, можно менять погодные условия. Если водитель наедет на виртуальную кочку, то обязательно почувствует, как сработали амортизаторы виртуального самосвала.
Стараются не отставать от БЕЛАЗа также МТЗ, «Гомсельмаш», которые очень активно развивают это направление. Но предприятий с нераскрытым потенциалом гораздо больше даже по линии нашего министерства.
— Приведите примеры.
— МАЗ, «Могилевлифтмаш», «Амкодор», «Горизонт», «БЕЛДЖИ», Минский моторный завод не оставляют идею с промтуризмом. Есть программы, которые в ближайшие годы здесь будут претворяться в жизнь. В то же время на тех предприятиях, где промышленный туризм отсутствовал в принципе, быстро развить его, скорее всего, не удастся, однако интерес к этому направлению присутствует, есть на кого равняться. Например, появляются должности специалиста по промышленному туризму. Так, в штатное расписание отдела идеологической и информационной работы «Гомсельмаша» введена единица ведущего специалиста по туризму, идет закупка аудиогидов, дополнительно приобрели автобус, решили вопросы по организации питания. Уже согласованы вопросы организации дополнительных маршрутов при посещении предприятия, разработки и создания 3D-туров и приема туристических групп по выходным дням. На «БЕЛДЖИ» прорабатывается возможность введения в ближайшее время должности специалиста по промышленному туризму, планируется создание корпоративного музея.
Что касается коллег, отмечу, что предприятия концерна «Белгоспищепром» в большинстве своем пока закрыты для посещения, но следят за нами: сейчас там проводится подготовительная работа по закупке аудиогидов, выработке маршрутов и т.д. На Оршанском льнокомбинате разработали и внедрили три экскурсионных маршрута: основной, для всех желающих, для деловых партнеров и потенциальных покупателей, а также для учащихся с целью профориентации. Для последней категории посетителей (и для школьников в рамках шестого учебного дня) постоянно проводятся ознакомительные туры на предприятиях концерна «Беллегпром» — на «Камволе», «Моготексе», «Ленте», «Милавице».
Промышленным туризмом организованно занимаются примерно на 20 различных известных белорусских производствах. Как туристы могут узнать о предлагаемых экскурсиях? Слово официальному представителю Министерства промышленности, члену рабочей группы по развитию промышленного туризма Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине Олегу Слепченко:
– Во-первых, много информации размещается на сайтах самих предприятий. Но мы понимаем, что на глаза туристу она должна попадать в других местах. Поэтому организации вкладываются в разработку и рассылку рекламной продукции по организации промышленных экскурсий — видеороликов, баннеров, буклетов – в турагентства. Сейчас с ними намного проще договориться о том, чтобы включить посещение предприятий в программы пребывания зарубежных гостей в Беларуси, в туры выходного дня или поездки для школьников на каникулах. Турбизнес отмечает, что белорусы хотят узнать свою страну, постоянно ищут новых впечатлений. Поэтому промышленный туризм и «выстреливает». Сегодня, например, около трех десятков турфирм работают с БЕЛАЗом. Он первый в стране начал развивать промышленный туризм и стал лидером.
Пандемия не обошла стороной и это направление туризма: ряд предприятий приостанавливал прием посетителей, некоторые пищевые не возобновили экскурсии по цехам до сих пор.
– Смотрите: в 2020-м было сильное падение, но сейчас показатели постепенно возвращаются к доковидным. В том числе благодаря активизации работы с туркомпаниями. Если говорить, например, про БЕЛАЗ, то в 2021-м предприятие посетили 17 688 человек. Для сравнения: в 2020-м – 6760. А с 2015 года на заводе побывали более 157 тысяч человек. В прошлом году на БЕЛАЗе провели 462 экскурсии. Выручили свыше 250 тысяч рублей – в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Кроме важной имиджевой составляющей это позволяет говорить о значительном допзаработке. Пусть он относительно небольшой в масштабах промышленного гиганта, этого хватает для окупаемости рабочих мест отдела промышленного туризма и услуг, где трудятся всего три человека. Методику работы нашего автогиганта мы наглядно продемонстрировали представителям ведомств, чьи предприятия увлеклись развитием промтуризма, на недавнем семинаре. Уверен, успехи БЕЛАЗа вдохновят участников межведомственной группы на развитие этого направления, – подчеркнул собеседник.
Промышленным туризмом организованно занимаются примерно на 20 различных известных белорусских производствах. Такие данные sb.by озвучил официальный представитель Министерства промышленности, член рабочей группы по развитию промышленного туризма Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине Олег Слепченко.
– Сейчас, по нашим данным, промышленным туризмом организованно занимаются примерно на 20 различных известных производствах. На них разработаны и утверждены маршруты. Чтобы вовлечь больше предприятий, акцентируем внимание на важности этого направления. Ведь, по сути, предприятия получают хорошую возможность рассказать о себе и своих успехах в регионе, в стране, в мире, показать современное производство и востребованную продукцию, развенчать стереотипы об «убитых» заводах – только уверенный в своих решениях, в порядке, в грамотном распределении обязанностей в своем доме хозяин будет готов к приему гостей в любой момент. Люди приезжают, набираются впечатлений – и гораздо лояльнее относятся к вновь открытому предприятию.
По мнению Слепченко, важна в этом вопросе и профориентация.
– В Советском Союзе она была поставлена на очень высокий уровень, для школ было обязательно посещать производства, чтобы молодые люди понимали, как рождается машина, трактор или комбайн. Теперь важно показать, что нынешние предприятия – это не грязь, холод и неустроенность. Это современные роботизированные производства с достойными условиями труда и оплатой. Нужно рассказывать, какой соцпакет сулит такая работа, показать цеха, в которых трудятся люди, дать возможность с ними пообщаться. Это весьма полезно и для руководства заводов с точки зрения того, кого они получат завтра в качестве работников и где они их будут искать. На мой взгляд, лучшей формы заинтересовать потенциального работника не найдешь, – поделился видением собеседник.
Он отметил, что на фоне пандемии многие предприятия пищевой промышленности поставили на паузу посещение своих производств. Исключение составляют разве что недавно построенные заводы, где еще на стадии проектирования заложили возможность «подсмотреть» за производством, не заходя в цеха. Например, через большие окна длинной смотровой галереи. Впрочем, для гостей по-прежнему открыты музеи, дегустационные залы, где можно не только попробовать фирменную продукцию, но и посмотреть мини-фильмы о том, как она рождается.
– В этом плане на промышленных предприятиях ситуация поживее. Хотя о пандемии не забываем: все меры эпидбезопасности соблюдаем. В частности, предусмотрен масочный режим, измерение температуры, расположение дезсредств по всему маршруту, часть которого обязательно – на открытом воздухе. Во время перевозки людей рассаживаем в шахматном порядке, – рассказал о принимаемых мерах Слепченко.
Впрочем, основная сложность в другом – в обеспечении безопасности. Ведь надо разработать маршруты так, чтобы они по минимуму пересекались с производственными линиями, при этом посетители все же увидели яркую часть процесса.
– С одной стороны остро стоит вопрос безопасности: когда строили заводы, и подумать не могли, что по их территории могут ходить посторонние. В первую очередь за основу бралась производственная логистика. Сейчас при модернизации закладывается возможность посещения предприятий гостями, в том числе инвалидами – стараемся заложить комфортные пути передвижения, смотровые площадки вдоль или рядом с самыми интересными местами конвейера, – подчеркнул собеседник.
Год для промышленного гиганта МТЗ начался с большого повода для гордости: с конвейера сошел четырехмиллионный трактор. Предприятие сумело не растерять потенциал в 1990-х — укрепило и нарастило позиции. Сегодня это современное, масштабное и интересное производство. Не верите? Приходите на экскурсию — вот уже шестой год такая возможность есть абсолютно у всех жителей и гостей Минска. За это время завод посетило более 21 тысячи человек. А впечатления и сувениры разъехались более чем в 70 стран мира, среди которых Россия, Эстония, Латвия, Германия, Литва. Сколько тракторов сходит с конвейера за полтора часа и может ли человек с улицы поучаствовать в сборке техники, узнавала корреспондент «Р».
Производственные экскурсии на МТЗ проводят уже шестой год.
— МТЗ не первое предприятие в стране, которое открыло проходную для обычных посетителей. Но мы быстро стали одним из флагманов промтуризма. К нам за опытом приезжают не только коллеги с других белорусских заводов и фабрик, но и зарубежных, — не скрывает гордости ведущий специалист по туризму музейно-промышленного центра трудовой славы ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович.
Сам Сергей на МТЗ уже 20 лет, начинал с должности оператора станка с ЧПУ одного из механосборочных цехов — знает предприятие изнутри. Это в свое время помогло при составлении турмаршрута.
— В январе 2017-го мы приняли первую экскурсию — до этого готовились около полугода, разрабатывали маршрут, положение о проведении посещений. Опыт нарабатывали на ходу. Но понимали, что надо показывать производство будущим покупателям, чтобы поднять авторитет бренда. На экскурсию приглашаем детей с девяти лет и старше, взрослых, чтобы они своими глазами увидели, что предприятие наше современное, линейка продукции постоянно совершенствуется — об этом можно судить по выставке техники разных лет. По сути, даже минчане толком не знают, что находится рядом с ними. А ведь территория МТЗ — это город в городе со своими проспектами, улицами, аллеями. Здесь работает около 16 тысяч человек — как население небольшого райцентра, только разместился он на площади 150 гектаров. Все наши сотрудники заняты непростым и одновременно ответственным делом. Убедиться в этом можно, например, во время сборки трактора — туристам за доплату на экскурсии предлагаем выполнить операции на движущемся конвейере: установить рулевое колесо, выхлопную трубу, кронштейн, который держит капот. Потом гость получает сертификат за подписью директора, где указано, кто и какую модель какой мощности собрал.
— Туристы хорошо справляются с операциями?
— В принципе, да. Уже примерно полтысячи человек попробовали себя в качестве рабочих МТЗ. Заметили: у прекрасного пола почему-то получается намного быстрее и лучше, — смеется Сергей Сидорович.
Собеседник заверяет: волноваться за качество выполненных туристами операций не стоит. Процесс рядом контролирует опытный мастер. После него качество сборки перепроверят еще несколько раз — такова технология производства.
В числе туруслуг значится также возможность прокатиться два круга по 2,5 километра каждый по территории завода на тракторе мощностью 350 лошадиных сил. Но самая востребованная — полуторачасовая экскурсия по предприятию. По сути, точек под крышей в ней не так уж и много — гости посещают один из механических цехов, где производятся детали, и корпус сборки тракторов, где можно посидеть в кабине только что собранной машины. Эти два объекта гармонично вплетены в экскурсию по территории с остановками возле знаковых мест. Ее порой прерывает гул техники: движение тут не менее интенсивное, чем на оживленном проспекте Минска. Проверено лично: за 1,5 часа заводчане успевают собрать девять тракторов.
— Экскурсии мы проводим в любую погоду — зонтики для посетителей, дождевики в наличии. Для детей закупили светоотражающие жилеты. Работаем с понедельника по субботу, четырежды в день — стараемся подстроиться под туристов, — обращает внимание на клиентоориентированность Сергей Сидорович.
При наличии времени у экскурсантов их приглашают еще и в музей предприятия, на входе в который большой выбор сувенирной продукции, от сборных мини-тракторов до наборов для саун. Пребывание в музее выделено в отдельную туруслугу — от посещения завода можно отказаться. Но гости все равно смогут заочно побывать в цехах — на большой монитор выведена картинка из разных подразделений.
Чем еще удивляет музей? Здесь собрано немало раритетов, редких снимков, за каждым из которых — любопытные истории.
— Вообще же первый музей появился в 1970-х годах. Это была комната трудовой славы в Доме культуры нашего завода, расположенного через дорогу. В 2016-м приняли решение о возобновлении деятельности музея на территории МТЗ. Открыли его на месте заводской прачечной, экспозицию расширили, добавили немало эксклюзивных предметов. Например, в прошлом году предприятие запросило постановление Совмина СССР о создании завода в госархиве России. До этого у нас были только выписки из документа. Прислали файлы в pdf-формате, смотрим — а подписи Сталина нет, только фамилия его подчеркнута. Позвонили в архив. Оказывается, Сталин такие документы не подписывал, только ставил черту под своей фамилией, мол, согласен, — Сергей Сидорович показывает раритетный документ.
Неподалеку первый журнал учета кадров, фото кадрового отдела — посреди поля за столом сидит специалист и делает записи в журнале. Первым, к слову, в 1945-м на завод был принят повар.
Двери проходной МТЗ открыты для гостей шесть дней в неделю.
На время пандемии МТЗ приостанавливал прием туристов, но в сентябре 2020-го двери проходной для гостей снова открылись. Сегодня это преимущественно белорусы.
— На фоне пандемии соотечественники стали активнее изучать страну, искать интересные места. Так что весьма кстати промышленный туризм. Кроме того, плодотворно работаем с турфирмами — заключено с три десятка договоров. Во время учебного года, особенно на каникулах, среди экскурсантов много студентов и школьников — стараемся заинтересовать потенциальные кадры, — поясняет Сергей Сидорович.
Среди тех, кто уже побывал на предприятии с экскурсией, — ребята из Минского государственного профессионального лицея № 3 машиностроения. Мастер производственного обучения Иван Ждан в свое время сам оканчивал это заведение, в конце 1970-х распределился на МТЗ, до армии трудился на сборке заднего моста. Так что есть с чем сравнить:
— Оборудование сегодня, конечно, совсем другое. Радует, что в непростое время завод сумел перевооружиться. Нынешним работникам полегче будет. Думаю, часть наших выпускников однозначно попадет сюда — рабочие специальности востребованы на многих предприятиях.
Первокурсник Матвей Пилипейко на МТЗ бывал уже трижды — дважды самостоятельно, по разу — на «Белкоммунмаше», стеклозаводе «Неман», «Атланте». Говорит, больше всего впечатлили масштабы завода, чистота на производстве и уровень организации экскурсии.
— В 2021 году МТЗ посетило более 5,1 тысячи туристов. Мы пришли к тому, что вырученных от экскурсий средств хватает для окупаемости работы нашего центра. Но не прибыль самоцель — куда важнее имидж, — подчеркивает Сергей Сидорович. — Да и специалисты понимают: когда за тобой могут в любой момент «подсмотреть» или к тебе на участок прийти, это стимулирует соблюдать охрану труда, повышать культуру производства, ведь по работе всего нескольких человек могут судить о выстроенных процессах на всем предприятии. А гордиться нам есть чем!
Ирина ВОРОНОВИЧ, директор Департамента по туризму Минспорта и туризма:
— Люди сегодня хотят знать и понимать многое о вещах, которые их окружают. Причем даже о самых сложных, необычных. Например, о том, как и кем создаются техника, продукты питания, украшения, посуда, одежда — так формируется лояльность к бренду, появляется эффект сопричастности к происходящему, идет продвижение компании и выпускаемой продукции, в том числе через так называемое сарафанное радио, что положительно влияет на имидж. Для подрастающего поколения поездки на такие экскурсии — хорошая возможность примерить на себя, возможно, профессию мечты, оценить условия труда, узнать о нюансах работы и перспективах. Производственный туризм не просто часть сферы гостеприимства — с помощью него мы открываем для себя белорусское достояние, то, чем гордится страна.
Вполне логично, что этот вид туризма в последние годы развился в отдельное интересное и популярное направление. А экскурсии на предприятия стали точкой притяжения гостей в регионы. На фоне этого в 2021 году мы даже подняли уровень подноминации, касающейся производственного туризма, в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» до новой номинации — «Объект промышленного туризма года». За звание лучшего соревновалось 13 предприятий. Лидером стал стеклозавод «Неман». Дипломанты — Минский тракторный завод и ОАО «Туровщина». Грамоту за возрождение и сохранение историко-культурных ценностей получил музей истории слуцких поясов, грамоту за активное развитие промышленного туризма — РУП «Гранит». Спецприз за индивидуальный подход и содействие в развитии промышленного туризма вручили ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-холдинг». Последнее предприятие, к слову, ранее признавалось лидером в этой номинации. Тем, кто еще не открыл для себя промышленный туризм, я бы посоветовала обратить внимание на программы перечисленных компаний. Уверяю: впечатления гарантированы!
В последние годы в Беларуси набирает обороты развитие промышленного туризма. Директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович поделилась с sb.by мнением по поводу роста популярности этого направления:
– Люди сегодня хотят знать и понимать многое о вещах, которые их окружают. Причем даже о самых сложных, необычных. Например, о том, как и кем создаются техника, продукты питания, украшения, посуда, одежда. Так формируется лояльность к бренду, появляется эффект сопричастности к происходящему, идет продвижение компании и выпускаемой продукции, в том числе через так называемое сарафанное радио, что положительно влияет на имидж. Для подрастающего поколения такие экскурсии – хорошая возможность примерить на себя, возможно, профессию мечты, оценить условия труда, узнать о нюансах работы и перспективах. В любом случае всем нам всегда интересно и полезно узнать, сколько труда и людей стоит за любым товаром. Производственный туризм не просто часть сферы гостеприимства – с помощью него мы открываем для себя белорусское достояние, то, чем гордится страна.
По словам Воронович, вполне логично, что этот вид туризма в последние годы развился в отдельное интересное и популярное направление, а экскурсии на предприятия стали точкой притяжения гостей в регионы.
– На фоне этого в 2021 году мы даже подняли уровень подноминации, касающейся производственного туризма, в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» до новой номинации – «Объект промышленного туризма года». За звание лучшего соревновались 13 предприятий. Лидером стал «Стеклозавод «Неман». Дипломанты – Минский тракторный завод и ОАО «Туровщина», – перечисляет представитель Минспорта и туризма. – Грамоту за возрождение и сохранение историко-культурных ценностей получил музей истории слуцких поясов, грамоту за активное развитие промышленного туризма – РУП «Гранит». Спецприз за индивидуальный подход и содействие в развитии промышленного туризма вручили ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-холдинг». Последнее предприятие, к слову, ранее признавалось лидером в этой номинации. Тем, кто еще не открыл для себя промышленный туризм, я бы посоветовала обратить внимание на программы перечисленных компаний. Уверяю: впечатления гарантированы! Мне лично – а я ввиду своей специфики работы посетила много предприятий – запомнилась экскурсия по ювелирному заводу «Зорка» в Минске: идешь, а под ногами в прямом смысле золото блестит.