Усиление дисциплины на всех уровнях образования касается и обучающихся, и педагогов, и родителей.
В обновленном кодексе предложено иное определение самого образования. Его целью становится не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием.
С учетом направлений дальнейшего развития страны принципы государственной политики в сфере образования дополнены инклюзией в образовании и обязательностью общего среднего образования.
В кодексе закреплено нормативное финансирование государственных учреждений образования, показавшее в ходе экспериментов свою эффективность. Для упорядочения работы частных учреждений дошкольного и общего среднего образования заложена возможность финансирования части расходов таких учреждений за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, определяемом Правительством.
Для решения проблемы зачисления детей в первый класс прием будет осуществляться по достижении ими на начало учебного года шестилетнего возраста. Изменена продолжительность учебного года — с 1 сентября по 31 августа (в прежней редакции кодекса — с 1 сентября по 1 июня).
Для разгрузки предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V—XI классов. Сейчас они проводятся только в IX—XI классах.
Сокращен срок получения профессионально-технического образования: на основе общего среднего образования в дневной форме он составит от шести месяцев до одного года (сейчас — от года до двух лет).
Сокращены и оптимизированы существующие виды учебных учреждений образования. К примеру, ясли, ясли-сад, детский сад теперь будут называться одинаково — детский сад. Их количество не меняется, упорядочиваются лишь наименования. Вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — колледж. Остаются три вида вузов: институт, академия (консерватория), университет.
Одновременно претерпела изменение и структура высшего образования. В вузах можно будет получить общее высшее образование (4—4,5 года — бакалавриат с присвоением квалификации и степени «бакалавр»), углубленное высшее образование (1—2 года — магистратура, направленная на подготовку специалистов для научно-инновационной сферы и системы образования с присвоением степени «магистр»). По наиболее сложным специальностям (подготовка врачей, специалистов для ядерной энергетики и др.) предусмотрена непрерывная образовательная программа со сроком обучения 5—6 лет.
Предусматривается прекращение образовательных отношений с обучающимися, которые привлечены к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечены к уголовной ответственности. Со студентов, не посетивших учебные занятия в соответствии с их расписанием, за проведение повторных учебных занятий вне учебной группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.
Вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего организациями — заказчиками кадров (в случае необоснованного отказа в приеме на работу выпускника) и нанимателями (в случае незаконного увольнения молодого специалиста).
В кодекс введено понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей. Например, если ученик не сумел усвоить тему на уроке, а вместо поддерживающих занятий учитель предлагает свои услуги репетитора.
Цели, задачи, основные требования к воспитанию не претерпели существенных изменений. Однако отдельные положения актуализированы, уточнены функции педагогов и родителей в этой области. Так, к обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Особое внимание в Кодексе уделено социальной защите обучающихся и выпускников. Действующие нормы дополнены. Так, выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, будет предоставляться статус молодого специалиста.
Вводится трудоустройство в счет брони для детей сиротской категории и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место.
Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
В новой редакции кодекса устранена излишняя детализация. К примеру, шкала отметок, сами отметки и записи, используемые для оценивания учебы, будут устанавливаться не кодексом, а Правилами проведения аттестации. Это позволит при необходимости быстро внести изменения не в кодекс, что достаточно сложно и длительно, а в правила.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования Беларуси:
— В кодексе установлены принципы, которые остаются незыблемыми для отечественной системы образования. Это доступность, качество образования, социальные гарантии. Добавлено два новых принципа — принцип инклюзии в образовании и принцип обязательности общего среднего образования. Есть и новации, касающиеся, например, нормативного финансирования. Экспериментально мы это апробировали, увидели эффективность, и сейчас эта норма введена в кодекс.
Усиление дисциплины на всех уровнях образования касается всех субъектов образовательного процесса — и обучающихся, и педагогов, и родителей, да и в целом правил, которые установлены в учреждениях образования.
ФАКТ
Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим установлена обязанность педработников проходить обязательные медосмотры.