Корреспонденты «Гродзенскай праўды» побывали на заводе.
Гродненский механический завод, ощутивший на себе западные санкции год назад, выстоял. Более того, вопреки всем испытаниям он продолжает стабильно работать и наращивать объемы промышленного производства. На предприятии подчеркивают, что за годы своего существования ни разу не остановились в развитии и сейчас с уверенностью смотрят в завтрашний день. Корреспонденты «Гродзенскай праўды» побывали на заводе и убедились: предприятие не намерено сдавать позиции.
В санкционных условиях завод работает с 2021-го. Именно тогда холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», в состав которого входит ОАО «Гродненский механический завод», попал под европейские санкции. В результате поставка отдельных видов комплектующих и сырья, которые необходимы для производства в том числе уникальной продукции, оказалась под запретом. На заводе не скрывают: сложности возникли, но не называют их критическими. Завод не остановил работу ни на один день благодаря грамотным управленческим решениям руководства.
– Да, нам пришлось в кратчайшие сроки искать выход из сложившейся ситуации, чтобы минимизировать влияние санкций и не подводить наших заказчиков, не терять наработанный годами авторитет. Мы оперативно начали прорабатывать логистику поставок. До введения санкций частично материалы и комплектующие для нашего производства мы закупали у европейских производителей – в Польше, Германии. Всё было отлажено, логистика удобная, цены нас вполне устраивали, – рассказывает главный инженер ОАО «Гродненский механический завод» Евгений Федюкович. – В срочном порядке нам пришлось переориентироваться, и мы выбрали восточное направление. По некоторым комплектующим отдали предпочтение российским и китайским производителям вместо европейских. Поставки идут через Россию. Да, логистическая цепочка увеличилась, соответственно и сроки поставок увеличились, но мы все это учитываем и заранее планируем, чтобы не подвести заказчиков, которые в нашем лице привыкли видеть надежного партнера.
То есть сработали быстро, четко, профессионально. А по-другому и нельзя было: готовую продукцию ждет покупатель, а значит, предприятие просто не может позволить себе расслабиться и не работать. Так на рынке долго не продержишься. Ведь справедливо отметил Глава государства во время общения с трудовым коллективом Миорского металлопрокатного завода, отвечая на вопрос о путях преодоления экономических санкций, что сейчас «время возможностей, и только те выйдут из кризиса окрепшими, кто будет бежать». Собственно, такого принципа придерживаются на Гродненском механическом заводе. И это дает положительный результат.
На данный момент предприятие работает стабильно, завод полностью обеспечен необходимыми комплектующими и сырьем. Производственный процесс идет в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Более того Гродненский механический завод продолжает расширять номенклатуру выпускаемой продукции и наращивать объемы производства, а экономисты отмечают тенденцию к дальнейшему росту.
Начальник планово-экономического отдела завода Ольга Колосовская в качестве доказательства сказанному приводит объективные цифры:
– За первое полугодие этого года у нас выполнены все показатели. Темп роста объемов производства промышленной продукции – 127,4 процента к уровню 2021 года. Средняя зарплата по предприятию за январь-июнь 2022-го увеличилась на 35,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть вы сами видите, что, несмотря на возникшие трудности, мы на месте не стоим, а продолжаем развиваться. Если бы были простои, то и зарплата, соответственно, отставала бы, а не увеличивалась.
Как подчеркивает главный инженер, завод не работает на склад, продукцию изготавливают под конкретного покупателя в соответствии с его запросами и ожиданиями. Спецификой производственной деятельности является мелкосерийный и единичный характер производства специальной автотранспортной техники, автотопливозаправщиков, автоцистерн, прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки различных жидкостей, различного вида емкостного оборудования, специального оборудования для обслуживания карьеров на базе шасси БелАЗ, композиционных материалов и др. Более половины выпускаемой продукции поставляется на экспорт, в основном в Российскую Федерацию.
– Если в целом брать нашу географию поставок, то она довольно-таки широкая, мы поставляли свою продукцию в Анголу, Гвинею, Казахстан, Украину, Литву, Венесуэлу, Судан, Эфиопию, Центральноафриканскую Республику и множество других стран. В Европу отгружалась незначительная часть продукции, поэтому объемы экспорта у нас остались практически на прежнем уровне, мы всегда поставляли более 50 процентов за рубеж. Например, наши надстройки на базе шасси БелАЗ в полном объеме идут на экспорт, до конца года у нас уже сформированы заказы. Сейчас мы работаем над их выполнением, – подчеркивает Евгений Федюкович. – Также внедряем новые собственные разработки. В частности, в этом году освоили производство автопоезда в составе тягача карьерного ТКП-50 и полуприцепа карьерного ППКП-75, предназначенного для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов по дорогам горнорудных предприятий, с передней загрузкой. Это новая разработка, такую технику на данный момент изготавливают только в США. Аналогов на евразийском пространстве нет. Но техника очень востребована. Зная это, мы вышли на рынок со своим предложением и видим спрос. Мы прислушиваемся всегда к тому, что нужно потребителям и идем в ногу со временем.
Первый такой полуприцеп уже отправился в Россию, сейчас идет работа над изготовлением второго. Кроме оборудования на карьерной технике у завода есть еще две, так скажем, ветви направленности: производство автоцистерн, прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки различных жидкостей и участок по выпуску композиционных материалов.
– На данный момент мы единственные в Беларуси, кто выпускает автоцистерны для перевозки опасных грузов в соответствии с европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, – акцентировал внимание главный инженер.
На заводе также продолжают расширять линейку производимых поливооросительных машин. Из последних – техника с объемом цистерны в 110 «кубов». Сборка ее уникальна тем, что на предприятии собираются отдельные узлы, которые потом транспортируются на место, где машина будет эксплуатироваться, и уже там бригада специалистов производит окончательную сборку и запуск в эксплуатацию. Это связано с крупными габаритами изделия.
Естественно, чтобы держать руку на пульсе и соответствовать современным запросам, требуется модернизация оборудования, подготовка квалифицированных специалистов, совершенствование технологий. С этим также проблем нет. На заводе своя конструкторская служба, которая может похвастаться уникальными разработками. И это – одно из главных достижений завода.
– Я сегодня смело могу заявить, что вся производимая нами продукция – собственная разработка, что называется от А до Я. Говоря по-простому:свои мозги, свои руки, свое оборудование. У нас разработана стратегия развития предприятия, согласно которой ведется переоснащение производства. Мы не только приобретаем новое оборудование, но и модернизируем имеющиеся станки, – отмечает главный инженер. – Конечно, многое зависит от кадров, отличный результат дает сплав опыта и молодости. Руководство в свою очередь старается создать комфортные условия для работающих, заботится об их благополучии, находит возможности для стимулирования.
В то же время на первом месте стоят дисциплина и ответственность. И это касается всех уровней: от рабочего до управленца. Только в таком случае, убеждено руководство завода, можно достичь отличных результатов и с уверенностью смотреть в будущее.
То, что работы на заводе хватает, зарплата стабильная, платят вовремя, подтверждают и сами работники. Например, слесарь по сборке металлоконструкций Виктор Ролик трудится на предприятии с 1988 года, ему есть что и с чем сравнить:
– Не скажу, что всегда всё шло гладко, были непростые времена в плане условий труда, заработков, из-за этого некоторые ушли в поисках лучших вариантов, уехали за рубеж. Но заграничная жизнь оказалась на деле не такой уж сладкой, как о ней рассказывали. У нас на заводе всё наладилось, вышли на новый уровень производства. Когда услышали, что вводятся санкции, конечно, готовились к худшему сценарию, были в ожидании печальных последствий. Но, вопреки испытаниям, наш завод выстоял, мы продолжаем трудиться, получаем хорошую зарплату. И за это хочется поблагодарить руководство предприятия, которое эффективно противостоит вызовам времени.
Была у Виктора Ролика возможность уехать туда, где манили большим рублем, но он всегда ставил вопрос по-хозяйски: а кто здесь будет работать, болеть душой за свое, родное? Поэтому и остается преданным заводу, своей стране, живет с ощущением стабильности и уверенности и считает, что экономическое благосостояние предприятий и всей страны в целом зависит от каждого из нас. При слаженной работе коллективов все сложности можно преодолеть, убежден рабочий.